МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

С О Г Л А С О В А Н О

 

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Первый заместитель

Министра внутренних дел

Российской Федерации

 А.А. Чекалин

3 июня 2005 г.

 

Заместитель

Министра образования и науки

Российской Федерации

 А.Г. Свинаренко

27 декабря 2005 г.

 

 

 
ННомер государственной
регистрации  771 гум/сп

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Специальность 030505 Правоохранительная деятельность

 

Квалификация – юрист

 

Вводится с момента утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2005

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 1.1. Специальность «Правоохранительная деятельность» создана приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 января 2001 г. № 155 и утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2005 года №197.

 

1.2. Квалификация выпускника - юрист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030505 Правоохранительная деятельность при очной форме обучения - 5 лет. Учитывая, что в вузах правоохранительных органов продолжительность каникул определяется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы, в случае, когда продолжительность каникул меньше установленной государственным образовательным стандартом, по заключению УМС по образованию в области правоохранительной деятельности, допускается сокращение срока освоения основной образовательной программы подготовки юриста до 4 лет 6 месяцев (без сокращения объема времени теоретического обучения).

 

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Юрист должен:

- знать роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;

- знать особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;

- знать правовые и организационные основы правоохранительной деятельности в соответствии с профилем подготовки;

- обладать гражданской зрелостью, глубоким уважением к закону и социальным ценностям правового государства, чувством профессионального долга, соблюдать нормы профессиональной этики;

- осознавать безусловный приоритет в служебной деятельности таких ценностей как права, свободы и законные интересы граждан, законность и дисциплина;

- понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности;

- обладать профессионально значимыми волевыми и моральными качествами и психологической устойчивостью;

- уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- уметь принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- знать и уметь использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений в соответствии с профилем подготовки;

- уметь осуществлять защиту безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств, с применением и использованием огнестрельного оружия;

- уметь осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения;

- уметь осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективам, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации;

- иметь навыки профессионального общения с различными категориями граждан;

- уметь в сложных условиях, экстремальных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей, принимать правильные управленческие решения; организовывать собственную работу и работу исполнителей на основе современных представлений о научной организации труда сотрудников правоохранительных органов;

- уметь использовать специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов, а также средства вычислительной техники;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, анализировать и обобщать положительный опыт деятельности правоохранительных органов и использовать его в своей профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности - правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка, борьбу с преступностью и иными правонарушениями.

Объекты профессиональной деятельности - юридические факты и правовые отношения, возникающие в сфере правоохранительной деятельности.

 

1.4. Возможности продолжения образования.

Юрист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 030505 Правоохранительная деятельность, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре (адъюнктуре).

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ

 

 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

 

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.

 

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, практик.

 

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

 

3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины федерального компонента.

 

3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины;

цикл ФТД - факультативы.

 

 

 

3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  

 

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1138

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

   Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятия дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

 

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

   Физическая культура: ее общекультурная и профессиональная значимость; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма; организационно-правовые основы физической подготовки сотрудников правоохранительных органов; особенности двигательного режима работы сотрудников различных служб правоохранительных органов; профессионально важные физические качества сотрудников различных служб правоохранительных органов; общепедагогические и специфические принципы физической подготовки сотрудников правоохранительных органов; средства, методы и формы физической подготовки; построение процесса физической подготовки в образовательных учреждениях правоохранительных органов; броски; приемы борьбы лежа; удушающие приемы; приемы задержания и сопровождения правонарушителей; удары и защиты от ударов; уходы из опасных положений при единоборствах и борьбе с правонарушителями; приемы обезоруживания правонарушителей; наружный осмотр и связывание правонарушителя; способы помощи сотруднику правоохранительных органов при задержании сопротивляющихся правонарушителей; приемы рукопашного боя с автоматом; действия с использованием средств активной обороны (резиновой палки); учебно-тренировочные поединки по борьбе, боксу, рукопашному бою; отработка правомерных действий по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению сопротивляющихся правонарушителей на основе моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов; формирование абсолютной и взрывной силы, общей и специальной выносливости.

 

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

   Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности и общества в Х1 – ХП вв.; социально-политические изменения в русских землях в ХШ - ХV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимоотношений; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революции 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; октябрьские события 1993 г.; Россия на пути радикальной социально-политической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

 

ГСЭ.Ф.04

Философия

   Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и в ненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 

 

ГСЭ.Ф.05

Экономика

   Введение в экономическую теорию; предмет и методы экономической теории; блага; потребности, ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; собственность: экономические и юридические аспекты; экономические системы; основные этапы развития экономической теории.

   Микроэкономика. Рынок; спрос и предложение, их эластичность; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и ее формы; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; преимущества и недостатки рынка, роль государства в экономике.

   Макроэкономика. Национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход и др., способы их измерения; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; макроэкономическое регулирование рыночной экономики; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютная система и валютный курс; особенности современной экономики России: приватизация, формы собственности, предпринимательство, рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; теневая экономика и экономическая безопасность; формирование открытой экономики. 

 

 

ГСЭ.Ф.06

Социология

   Предыстория и социальные предпосылки социологии как науки; социологический проект Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как субъект и объект социальных отношений; природа и сущность социального конфликта; социология права как частная социологическая теория; социальный контроль и девиация; социальные изменения; концепции социального прогресса; место Российского общества в мировом сообществе; методы социологического исследования.

 

 

ГСЭ.Ф.07

Русский язык и культура речи

   Стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль инструктивно-методических документов; правила оформления документов; речевой этикет в документе; жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. 

 

 

ГСЭ.Ф.08

Культурология

   Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология; культурология и история мировой культуры; история культуры России; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культура; восточные и западные типы культур; специфические и “серединные” культуры; локальные культуры; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; инкультурация и социализация.

 

ГСЭ.Ф.09

Политология

   Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; современные политологические школы; гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политическая модернизация; политические организации и движения; политические элиты; политические лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая экономика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации; методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика; сравнительная политология.

 

ГСЭ.Ф.10

Психология и педагогика

   Психология. Предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм, психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики, соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы, структура сознания; познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и интеллект, творчество, внимание, мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп.

   Педагогика. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семью как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.

 

 

ГСЭ.Н.-Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

522

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

140

ЕН

Общие математические и естественнонаучные

дисциплины

400

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

320

ЕН.Ф.01

Концепции современного естествознания

   Современное естествознание: его предмет, общие принципы и тенденции развития; предмет и история естествознания; структура и динамика естественнонаучного познания; естественнонаучная и гуманитарная культуры; физическая и информационная картины мира; структурные уровни организации материи; фундаментальные законы природы и физическая картина мира; пространство и время; космологические модели; развитие основных направлений современной химии; современные науки о сложных самоорганизующихся системах: системный анализ, кибернетика, синергетика; учение о биосфере и экология; основные направления и законы современной биологии; естественные экосистемы и этология; глобальные связи в биосфере; естественные закономерности развития человека и общества; природные основы антропосоциогенеза; влияние естественных факторов на развитие общественной жизни; теории сознания и творчества в эпоху компьютеризации; современные науки о здоровье человека и биоэтика; современная естественнонаучная картина мира и ее место в культуре.

80

ЕН.Ф.02

Математика и информатика

   Основы математических знаний; элементы математического анализа, математической логики; теории вероятностей и математической статистики; основы математического моделирования и прогнозирования социально-правовых процессов; исследование операций и принятие оптимальных управленческих решений в правоохранительной деятельности; практикум.

   Основные понятия информатики; аппаратное обеспечение компьютерных технологий; программное обеспечение и его структура; алгоритмы и основы программирования; операционные системы; прикладное программное обеспечение: обработка текстовой и графической информации; использование электронных таблиц для расчета и анализа данных; применение мультимедийных технологий в правоохранительной деятельности; системы управления базами данных; понятие и виды автоматизированных информационных систем; справочно-правовые системы; глобальные и локальные информационные сети; основы информационной безопасности и защиты компьютерной информации; компьютерный практикум.

240

ЕН.Н.-Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

40

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

40

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

4324

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

3700

ОПД.Ф.01

Теория государства и права

   Предмет и методология теории государства и права; природа и сущность государства и права; происхождение государства и права, закономерности их исторического изменения и функционирования; связь права с иными сферами жизни общества; понятийный аппарат теории государства и права; механизм и средства правового регулирования, реализация права; формы права и государства; механизм государства; система права; современные правовые системы, их эволюция и связь; содержание и форма нормотворческого процесса; правопорядок и правомерное поведение; основные проблемы современного понимания государства и права; общая характеристика современных политико-правовых доктрин; роль современного права и государства в становлении гражданского общества.

 

240

ОПД.Ф.02

История отечественного государства и права

   Историческая преемственность в развитии отечественного государства и права, значение изучения истории отечественного государства и права для обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», сущность историко-правового мышления, особенности формационного и цивилизационного подходов к постижению истории отечественного государства и права, хронологическая и географическая границы отечественной государственности и действия права; источниковая и историографическая основы изучения дисциплины; отечественные протогосударства и зачатки права, Древняя Русь IX-X вв.; средневековое древнерусское государство и право в XI-XIII вв., Новгородское и Псковское государства, право северо-западной Руси; государство и право Золотой Орды, взаимовлияние русской и татарской правовых культур и практики государственного строительства; государство и право Московского царства и становление Русского централизованного государства в XIV-XVI вв., формирование сословно-представительной монархии в России; отечественное государство и право на этапе вхождения России в Новое время (XVII в.), начало формирования абсолютизма в России; государство и право России в период становления и укрепления Империи (XVIII в.), специфические черты абсолютной монархической власти в России, идеи и практика «полицейского» государства и «просвещенного» абсолютизма; российское государство и право в период нарастания социальных противоречий в XIX – нач. XX вв.; отечественное государство и право в период революций в России в начале ХХ века: становление конституционной монархии в России (январь 1905 – февраль 1917 гг.), формирование республиканского строя (февраль – сентябрь 1917 г.), становление советского государства и права; советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.), образование и развитие СССР; советское государство и право в период утверждения тоталитарного режима (1929-1941 гг.); советское государство и право в период Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие; развитие советского государства и права в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х – сер. 1960-х гг.); отечественное государство и право в условиях нарастания кризиса советской государственности (сер. 1960-х – нач. 1990-х гг.); тенденции развития российского государства и права на рубеже XX-XXI вв., совершенствование государственного механизма новой России, преобразование органов местного управления и поиск новых форм самоуправления, государственное регулирование рыночных отношений и реформирование социальной сферы  общественного развития.

 

132

ОПД.Ф.03

История государства и права зарубежных стран

   Роль истории государства и права зарубежных стран в подготовке специалистов высшей квалификации по специальности «Правоохранительная деятельность», источниковые и теоретические основы изучения учебной дисциплины, различные научные подходы к познанию истории государства и права зарубежных стран; формирование институтов протогосудаств, древнейшие формы правообразования; государство и право в странах Древнего Востока: Египет, Вавилон, Индия, Китай; античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; средневековые  государства и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль христианской церкви в развитии государства и права; средневековые государства Востока: Исламский мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай; мусульманское право; развитие государства и права в рамках становления современной цивилизации (Англия, США, Франция, Германия и др.); образование англосаксонской и романо-германской правовых систем; история государства и права зарубежных стран в XX в. (США, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран на рубеже XX-XXI вв.; зарождение и развитие правоохранительных органов зарубежных стран.

 

128

ОПД.Ф.04

Конституционное право России

   Понятие, предмет и система конституционного права; источники конституционного права; место российского конституционного права в системе права России; основы учения о конституции; конституционное развитие России; Конституция РФ 1993 г. и ее особенности; основы конституционного строя и его элементы; гражданское общество и его институты; Общественная палата, ее статус; конституционный статус человека и гражданина РФ; гражданство в РФ (принципы гражданства в РФ, основания приобретения и прекращения, порядок решения вопросов российского гражданства); конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их гарантии, реализация и защита; роль правоохранительных органов в механизме реализации и охраны прав и свобод граждан; особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства; правовое положение беженцев и внутренних переселенцев; государственное устройство  РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма; конституционно-правовой статус субъектов РФ; административно-территориальное  деление в Российской Федерации; автономия в России; избирательное право и избирательная система в РФ; система и конституционно-правовой статус органов государства в РФ; Президент РФ, особенности его конституционного статуса; компетенция Президента РФ, акты Президента РФ; Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты; компетенция Федерального Собрания; правовой статус депутата в РФ; законодательный процесс в Федеральном Собрании; Правительство РФ, его конституционный статус, полномочия; судебная власть в РФ; конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ; конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ; местное самоуправление в РФ; конституционные основы организации и деятельности правоохранительных органов России; место и роль правоохранительных органов в механизме защиты конституционного строя России.

 

200

ОПД.Ф.05

Конституционное право зарубежных стран

   Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического развития и характеру политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные характеристики конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зарубежных странах, разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; органы государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы; конституционные основы организации и деятельности правоохранительных органов зарубежных стран; системы правоохранительных органов зарубежных стран.

 

100

ОПД.Ф.06

Административное право России

   Исполнительная власть в системе государственной власти; предмет, методы, источники и система административного права; административно-правовые нормы; административно-правовые отношения; административно-правовая наука; понятие и виды субъектов административного права; административно-правовой статус человека и гражданина; административно-правовой статус органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; основы административно-правового статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций; институты регистрации, учета и отчетности; институты лицензирования, аттестации и аккредитации; институты сертификации и стандартизации; институт метрологии; институты квотирования и государственного заказа; институт государственной службы; институты предложений и заявлений; институты поощрения, ученой степени и ученого звания; институт контроля; институт административного надзора; институт специальных административно-правовых режимов; институт административно-правового предупреждения; институт административной жалобы (административного иска); институт мер административного пресечения; институт дисциплинарной ответственности; институт материальной ответственности; законодательство об административных правонарушениях; административное правонарушение: состав и квалификация; обстоятельства, исключающие деликтность деяния; административное наказание и его виды; освобождение от административной ответственности; назначение административного наказания; виды административных правонарушений; судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; административно-процессуальное право России.

 

200

ОПД.Ф.07

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность

   Предмет, задачи и система дисциплины: общая характеристика и виды правоохранительной деятельности в Российской Федерации; понятие, признаки и система правоохранительных органов; правовые основы правоохранительной деятельности; судебная власть и судебная система в Российской Федерации; правосудие как вид правоохранительной деятельности; принципы правосудия; конституционный контроль в Российской Федерации и иные функции Конституционного суда РФ; гражданское, уголовное и административное судопроизводство в Российской Федерации;  судопроизводство в арбитражных судах Российской Федерации; органы юстиции, деятельность по исполнению судебных решений и иные функции органов юстиции; прокурорский надзор, иные направления деятельности прокуратуры в Российской Федерации; предварительное расследование преступлений, органы предварительного следствия и органы дознания в Российской Федерации; оперативно-розыскная деятельность и органы, ее осуществляющие; охрана конституционного строя и безопасности государства, органы обеспечения безопасности в Российской Федерации; правоохранительная деятельность фискальных органов Российской Федерации (таможенных органов, органов налоговой службы); обеспечение охраны общественного порядка, органы внутренних дел Российской Федерации; оказание квалифицированной юридической помощи и защита по уголовным делам; правоохранительная деятельность негосударственных организаций; правоохранительные органы зарубежных государств и  их правоохранительная деятельность.

160

ОПД.Ф. 08

Муниципальное право России

   Понятие муниципального права; местное самоуправление, его возникновение и развитие; система местного самоуправления; представительные и исполнительные органы местного самоуправления, порядок их формирования и деятельности; институты прямой демократии в местном самоуправлении; материальные и финансово-экономические основы местного самоуправления; полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления; полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности, общественной безопасности, охраны общественного порядка; муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; взаимоотношения органов местного самоуправления с правоохранительными органами;  порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантии и защита прав местного самоуправления.

 

60

ОПД.Ф.09

Международное право

   Международное право как особая система юридических норм; субъекты международного права; источники международного права и процесс создания норм; взаимодействие международного и внутригосударственного права; основные принципы международного права; право международных договоров; международные организации и конференции; ответственность в международном праве; дипломатическое и консульское право; право международной безопасности; права человека и международное право; международное экономическое, морское, воздушное, космическое, экологическое право; мирные средства разрешения международных споров; международное гуманитарное право; международное уголовное право.

 

80

ОПД.Ф.10

Гражданское право

   Гражданское право в системе права России; предмет гражданско-правового регулирования; гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие, содержание и виды гражданских правоотношений; граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений; юридические лица в структуре правоохранительных органов; механизм, специфика, конкретные формы участия правоохранительных органов в гражданских правоотношениях в качестве субъекта гражданского права; объекты гражданских правоотношений и их основные виды; понятие и виды юридических фактов в гражданском праве; сделки и условия их действительности; понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав; право на защиту; гражданско-правовая ответственность, ее условия и размер; сроки в гражданском праве; собственность и ее правовые формы, понятие и объекты права собственности, понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав; наследование собственности граждан; гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав; гражданско-правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности; гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными; понятие, виды и исполнение обязательств; понятие, содержание и виды гражданско-правовых договоров; заключение, применение и расторжение договоров; отдельные виды договорных и иных обязательств; взаимосвязь гражданско-правовых и уголовно-правовых норм при расследовании преступлений; акты правоохранительных органов, как основание возникновения гражданских прав и юридических обязанностей; защита прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности; страхование жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов.

 

360

ОПД.Ф.11

Гражданский процесс

   Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права; принципы российского гражданского процессуального права и их отличие от принципов уголовного процесса; гражданские процессуальные отношения; подведомственность гражданских дел; подсудность, участники гражданского процесса; участие правоохранительных органов в гражданском процессе; иск; гражданский иск на предварительном следствии и в суде, процедура его реализации; судебное доказывание; судебное разбирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; нотариат; третейские суды; основы знаний об арбитражном процессе; участие правоохранительных органов в арбитражном процессе и третейском разбирательстве экономических споров.

 

80

ОПД.Ф.12

Экологическое право

   Предмет, метод, система и источники экологического права; экологические правоотношения: субъекты, объекты, содержание, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовая охрана объектов окружающей среды; управление в области охраны окружающей среды; экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; экологическая экспертиза; место и роль правоохранительных органов, осуществляющих охрану окружающей среды; взаимодействие правоохранительных органов с общественными некоммерческими организациями по охране окружающей среды; экологическое правонарушение, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, роль правоохранительных органов в борьбе с экологическими правонарушениями; правовая охрана окружающей среды в городских и сельских поселениях, правовой режим охраны природных объектов: государственных природных заповедников, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков и иных особо охраняемых территорий и объектов; роль правоохранительных органов в обеспечении правового режима охраны природных объектов; правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; участие органов внутренних дел в правовой охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций; участие правоохранительных органов в ликвидации последствий экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

80

ОПД.Ф.13

Трудовое право

   Предмет, метод и система трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятия трудового правоотношения; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора, виды трудовых договоров, рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде; применение норм трудового права в деятельности правоохранительных органов.

100

ОПД.Ф.14

Финансовое право

   Финансовое право: предмет, метод, источники, система, нормы и отношения; финансовая деятельность государства и муниципальных образований; правовые основы финансового контроля; бюджетное право; бюджетный процесс; внебюджетные фонды; правовое регулирование государственных доходов и расходов; налоговое право; правовые основы государственного кредита; правовые основы государственного страхования; правовое регулирование банковской деятельности и банковского кредита; правовые основы денежного обращения и расчетов; правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.

80

ОПД.Ф.15

Семейное право

   Понятие семейного права; понятие семейного правоотношения; условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака; порядок признания фактических брачных отношений; личные права и обязанности супругов, законный и договорный режимы имущества супругов; права и обязательства родителей и детей, установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей; алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей; супругов и бывших супругов; других членов семьи); формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление (удочерение) детей; опека и попечительство над детьми; приемная семья); деятельность правоохранительных органов по профилактике семейных конфликтов и предупреждению насилия в семье.

60

ОПД.Ф.16

Уголовное право

   Понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; задачи, направления и принципы уголовной политики, роль правоохранительных органов в ее реализации; понятие общей части уголовного права; принципы российского уголовного права; уголовный закон; уголовная ответственность; понятие преступления; состав преступления; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность преступлений; обстоятельства, исключающие преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, исполнение приказа или распоряжения) и их значение для деятельности правоохранительных органов; наказание и его цели; система и виды наказаний; назначение наказания; освобождение от уголовной ответственности и наказания; значение институтов добровольного отказа и деятельного раскаяния для деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; принудительные меры медицинского характера; особенность уголовной ответственности несовершеннолетних; понятие особенной части уголовного права; характеристика составов преступлений, указанных в особенной части уголовного кодекса.

 

560

ОПД.Ф.17

Уголовный процесс

   Сущность и основные понятия уголовного процесса; соотношение уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административной деятельности; уголовно-процессуальное право и его источники; принципы уголовного судопроизводства; уголовное преследование; участники уголовного судопроизводства; доказательства в уголовном процессе и их виды; процесс доказывания; меры процессуального принуждении я; использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании; ходатайства и жалобы; процессуальные сроки и процессуальные издержки;  реабилитация; возбуждение уголовного дела; предварительное расследование:  понятие, формы, общие условия; следственные действия; привлечение в качестве обвиняемого; приостановление и возобновление предварительного расследования; окончание предварительного расследования; подсудность уголовных дел; подготовка к судебному заседанию; предварительное слушание; судебное разбирательства; особенности производства у мирового судьи; особенности производства в суде с участием присяжных заседателей; производство в суде второй инстанции; исполнение приговора; производство в надзорной инстанции; возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера; особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц; международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

400

ОПД.Ф.18

Криминалистика

   Предмет, система, методы и задачи криминалистики, ее роль в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений; криминалистическая идентификация и диагностика; криминалистическая техника, применение технико-криминалистических средств и методов для получения и использования информации о преступлении и его участниках; криминалистическая фотография и видеозапись; криминалистическая трасология; криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их применения (криминалистическое оружиеведение); криминалистическая габитоскопия; криминалистическое исследование документов; криминалистическая регистрация; микрообъекты как источники криминалистической информации, криминалистическая одорология, криминалистическая фоноскопия; формы и методы организации расследования преступлений, криминалистические версии и планирование расследования, взаимодействие следователя с органами дознания, сотрудниками оперативных аппаратов, специалистами, экспертами и другими участниками раскрытия и расследования преступлений, согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; криминалистическая тактика; тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса, очной ставки, предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, тактика контроля и записи переговоров, получения образцов для сравнительного исследования; назначение и производство судебных экспертиз; криминалистическая методика; криминалистическая характеристика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений; особенности расследования групповых преступлений и преступлений, совершенных участниками организованной группы или организованными преступным сообществом; особенности расследования преступлений “по горячим следам”, особенности расследования преступлений совершенных невменяемыми и лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами и против иностранных граждан, несовершеннолетними; особенности методики расследования нераскрытых преступлений, дела о которых приостановлены.

460

ОПД.Ф.19

Криминология

   История криминологии, ее предмет, задачи; преступность и ее основные характеристики; детерминанты преступности; личность преступника; механизм индивидуального преступного поведения; виктимология; организация и проведение криминологического исследования; криминологическое прогнозирование; современные теории предупреждения преступлений; зарубежная криминология; криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи; криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности; криминологическая характеристика и организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности; криминологическая характеристика насильственных преступлений; криминологическая характеристика экономических преступлений; криминологическая характеристика преступности мегаполисов; криминологическая характеристика преступности мигрантов; негативные социальные явления, связанные с преступностью; современное состояние преступности в России и актуальные проблемы криминологии; криминологическая характеристика транснациональной преступности.

160

ОПД.Ф.20

Уголовно-исполнительное право

   Понятие уголовно-исполнительного права; уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации; правовое положение осужденных; правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, их взаимодействие с иными правоохранительными органами; исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества; исполнение наказаний в виде лишения свободы и ареста; основные средства исправительного воздействия, освобождение осужденных от отбывания наказания, контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, условно осужденными и имеющими отсрочку отбывания наказания; международно-правовые акты и стандарты обращения с осужденными; международное сотрудничество в пенитенциарной области.

60

ОПД.Н.-Р.00

Национально–региональный (вузовский) компонент

380

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

244

СД.00

Специальные дисциплины

2422

СД.01

Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов

   Понятие прав и свобод человека; история становления прав и свобод человека, права и свободы человека в современном мире; система прав и свобод человека; механизм гарантий прав и свобод человека; права и свободы человека в России; правоохранительные органы в механизме гарантий прав и свобод человека; охрана прав и свобод человека - важнейшая задача правоохранительных органов, специфика охраны прав и свобод человека различными службами правоохранительных органов; гарантии прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; защита прав потерпевших и свидетелей; соблюдение прав задержанных, арестованных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; правовые основы ограничения прав человека в деятельности правоохранительных органов; права человека и законность в деятельности правоохранительных органов; социально-правовые гарантии прав сотрудников правоохранительных органов.

60

СД.02

Тактико-специальная подготовка

   Правовое и организационное регулирование деятельности правоохранительных органов в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, при чрезвычайном положении и в военное время; тактика действий сотрудников правоохранительных органов в составе служебных нарядов и групп при выполнении специальных операций; инженерная подготовка сотрудников правоохранительных органов при действиях в чрезвычайных обстоятельствах; действия сотрудников правоохранительных органов в чрезвычайных ситуациях (обнаружение взрывоопасных объектов, захват заложников, вооруженное нападение на объекты, массовые беспорядки и т.п.); тактико-технические характеристики, нормативно-правовые основы и способы применения специальных средств индивидуальной бронезащиты, активной обороны, обеспечения проведения специальных операций; чтение топографических карт; измерение и ориентирование по карте и на местности при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач; роль и место правоохранительных органов в системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация и ведение радиационного и химического наблюдения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время; методика оценки обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения); поражающие факторы оружия массового поражения и сильнодействующих отравляющих веществ, защита личного состава от их воздействия; правила и тактика личной безопасности в экстремальных ситуациях (при пожарах, авариях, катастрофах и т.п.).

290

СД.03

Огневая подготовка

   Организационно-правовые основы огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов; краткие сведения из внутренней и внешней баллистики; правила обращения с огнестрельным оружием и боеприпасами; учет, хранение и сбережение огнестрельного оружия и боеприпасов; меры безопасности при проведении учебных занятий и контрольных стрельб; назначение, боевые свойства и устройство основных видов боевого ручного стрелкового оружия; методика обучения владению огнестрельным оружием, приемы и правила стрельбы; отработка правомерного применения и использования огнестрельного оружия при самообороне, пресечении правонарушений, задержании сопротивляющихся или пытающихся скрыться правонарушителей на основе моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. 

230

СД.04

Специальная техника

   Понятие, классификация специальной техники, используемой в правоохранительных органах, направления, правовые и организационные основы ее применения; требования, предъявляемые к технической подготовке сотрудников правоохранительных органов; специальная техника общего назначения; технические средства и организация систем проводной и радиосвязи, основные направления использования, порядок эксплуатации, требования к связи; технические средства дежурных частей: программно-аппаратные комплексы, прикладные телевизионные системы, средства усиления речи, технические системы охранно-пожарной сигнализации, специальный и оперативно-служебный транспорт; специальное вооружение: специальные средства и средства индивидуальной бронезащиты, их классификация и правовые основы применения; оперативная техника правоохранительных органов; технические средства поиска, классификация, правовые основы и тактика их применения; технические средства, системы и тактика негласного визуального контроля, классификация, правовые основы и тактические приемы негласной фиксации визуальной информации, порядок документального оформления результатов ее применения; технические средства, системы и тактика негласного аудиального контроля, классификация, правовые основы и тактические приемы негласной фиксации аудиальной информации, порядок документального оформления результатов ее применения; средства создания условий получения информации заданного вида, понятие, назначение, правовая основа и область применения специальных химических веществ, документальное оформление и использование результатов применения  специальных химических веществ, понятие и цели негласного дактилоскопирования, правовая основа и тактика проведения негласного дактилоскопирования; технические средства электронного противодействия; организация и техническое обеспечение деятельности правоохранительных органов в условиях электронного противодействия, комплекс мер по защите информации ограниченного доступа, виды технических средств защиты и их тактико-технические характеристики, техническое обеспечение безопасности систем связи; перспективные направления совершенствования специальной техники правоохранительных органов, особенности технического оснащения правоохранительных органов зарубежных стран. 

160

СД.05

Государственная служба в правоохранительных органах

   Государственная служба в правоохранительных органах; задачи, функции, принципы государственной службы в правоохранительных органах; сотрудник правоохранительных органов – государственный служащий; условия прохождения службы в правоохранительных органах; аттестация сотрудников правоохранительных органов; должность в системе правоохранительных органов; институт поощрения в государственной службе правоохранительных органов; законность и дисциплина в государственной службе правоохранительных органов; государственная охрана сотрудников правоохранительных органов; прекращение государственной службы в правоохранительных органах; пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов.

60

СД.06

Судебная медицина и судебная психиатрия

   Судебная медицина. Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в России; умирание и смерть, изменение трупа; общие вопросы судебно-медицинской травматологии, механическая травма; повреждения и смерть от острого кислородного голодания, от действия высокой и низкой температур и других физических факторов; судебно-медицинская токсикология; осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения; судебно-медицинская экспертиза трупа, экспертиза трупа новорожденного; судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц; экспертиза половых состояний и при преступлениях против половой неприкосновенности; судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения.

   Судебная психиатрия. Предмет и задачи судебной психиатрии, правовые и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы; судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе, судебно-психиатрическая экспертиза подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, свидетелей, потерпевших; общественная опасность психически больных и ее проявления, меры медицинского характера в отношении лиц, признанных судом невменяемыми; общая психопатология; частная психопатология; особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних; симуляция психических расстройств.

120

СД.07

Предупреждение преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами

   Правовые, организационные и тактические основы деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений; предупреждение правоохранительными органами преступности несовершеннолетних; предупреждение правоохранительными органами рецидивной преступности; предупреждение правоохранительными органами организованной преступности; предупреждение правоохранительными органами насильственных преступлений; предупреждение правоохранительными органами преступлений против собственности; предупреждение правоохранительными органами террористической деятельности; предупреждение правоохранительными органами преступлений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; правоохранительные органы как субъект международного сотрудничества по предупреждению преступлений.

100

СД.08

Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов

   Объект, предмет, задачи и методы криминальной психологии, психологическое значение терминов «преступность» и «преступление», факторы отклоняющегося и преступного поведения и методы их исследования, механизмы и мотивации преступного поведения; психологическая характеристика основных следственных действий, нетрадиционные психологические методы расследования преступлений, судебно-психологическая экспертиза: объект, предмет, признаки, методологические основы, порядок подготовки, назначения и использования результатов; психология оперативно-розыскной деятельности; понятие, предмет, задачи, цели и методы судебной психологии, психологические особенности отдельных видов судопроизводства и различных участников судебного процесса; методы психологического воздействия, используемые в деятельности правоохранительных органов и формы их осуществления; понятие, сущность, структура, условия и субъекты конфликтной ситуации, классификация конфликтов, управление конфликтами и его специфика в деятельности правоохранительных органов, внутриличностные, межличностные и групповые конфликты: формы их проявления и способы разрешения, особенности возникновения внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов в деятельности правоохранительных органов, переговорный процесс и психология его проведения в экстремальных условиях.

120

СД.09

Дисциплины специализации

1282

ФТД.00

Факультативы

450

 

4.1. Всего часов теоретического обучения  – 9396 часов.

 

 

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста при очной форме обучения - 260 недель, в том числе:

- теоретическое обучение                                                           174 недели,

в том числе экзаменационные сессии                                               до 17 недель;

- практики, включая подготовку

выпускной квалификационной работы                                                 32 недели;

- итоговая государственная аттестация, включая защиту

выпускной квалификационной работы                                                   4 недели;

- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)       50 недель.

 

 

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки юриста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

 

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

 

5.4. Объем аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть в среднем за период теоретического обучения не более 27 часов в неделю (для вузов правоохранительных органов – до 36 часов). При этом в объем часов не входят обязательные практические занятия по огневой подготовке и физической культуре, а так же занятия по факультативным дисциплинам.

 

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

 

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

 

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В вузах правоохранительных органов продолжительность каникул определяется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы.

 

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки юриста.

 

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки юриста на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом вуза, не являются обязательными для изучения студентом.

Контрольные и курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам, курсовым работам и практикам, включенным в учебный план вуза, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) или зачтено, не зачтено.

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю специальности 030505 Правоохранительная деятельность.

 

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%; для дисциплин - в пределах 10%;

- формировать цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральный компонент которого должен включать в качестве обязательных дисциплин “Иностранный язык”, “Физическую культуру”, “Отечественную историю”, “Философию”. Объем часов по “Иностранному языку” - не менее 340 часов, “Физической культуре” - не менее 408 часов. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина или часть дидактических единиц минимума ее содержания являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ГСЭ;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- предусматривать занятия по дисциплинам “Физическая культура” и “Огневая подготовка” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате с учетом пожелания студентов;

- устанавливать дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины и курсы по выбору студента;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем циклов общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки юриста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет.

 

6.1.3. В рамках дисциплин “Информационные технологии в деятельности правоохранительных органов”, “Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов”, “Специальная техника”, “Государственная служба в правоохранительных органах”, “Предупреждение преступлений и административных правонарушений правоохранительными органами”, “Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов” рассматривается специфика деятельности сотрудников правоохранительного органа, по профилю которого осуществляется подготовка обучаемых.

 

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки юриста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели дисциплин специализации, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

В структуре вуза, реализующего программу высшего юридического образования, должно быть не менее четырех кафедр юридического профиля.

Вести преподавание по общепрофессиональным дисциплинам могут преподаватели, как правило, имеющие базовое высшее образование и/или ученую степень кандидата (доктора) наук. При этом, иметь ученую степень (звание) должны не менее 60% преподавателей общепрофессиональных дисциплин (кроме дисциплин “Тактико-специальная подготовка”, “Огневая подготовка” и “Физическая культура”).

Доля штатных преподавателей1, привлекаемых к образовательному процессу по совокупности общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, должна быть не менее 70%.

 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030505 Правоохранительная деятельность должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Собственная библиотека вуза должна иметь:

- учебно-методические комплексы по каждой дисциплине учебного плана;

- базовые учебники, практикумы, хрестоматии, кодексы, сборники нормативно-правовых актов и другие учебные пособия по каждой дисциплине учебного плана в количестве, достаточном для организации учебного процесса с заявленной численностью студентов;

- подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие профильные виды правоохранительной деятельности;

- следующий минимум периодических изданий:

·       Российская газета;

·       Российские вести;

·       Собрание законодательства Российской Федерации;

·       Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;

·       Бюллетень Верховного суда РФ;

·       Вестник Высшего арбитражного суда РФ;

·       Вестник Конституционного Суда РФ;

·       Бюллетень Минюста России;

·       подписка на ведущие федеральные и региональные юридические издания.

Обеспечение учебно-методической литературой на одного обучаемого контингента, приведенного к очной форме обучения, должно составлять не менее 0,5 экземпляра.

Вуз должен иметь юридические базы информационных справочных систем типа “Консультант плюс”, “Гарант” и т.п., а также обладать возможностями доступа к различным сетевым источникам информации.

 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки юриста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам, в том числе табельным оружием, криминалистической и специальной техникой, используемыми правоохранительными органами. Обеспечение вуза общей площадью на одного обучаемого контингента, приведенного к очной форме обучения, должно составлять 10,5м2.

 

Примерный перечень лабораторий, полигонов и кабинетов:

Лаборатории и полигоны:

- фотолаборатория,

- криминалистические полигоны,

- тир,

- спортивные залы (общефизической подготовки, специальной физической подготовки).

Кабинеты:

- криминалистики,

- информатики (компьютерные классы),

- иностранного языка,

- тактико-специальной подготовки,

- специальной техники.

Библиотеки:

- общая библиотека,

- специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного пользования).

 

6.5. Требования к организации практик.

 

6.5.1. Практика является одним из видов учебных занятий. Длительность практик при подготовке юриста не менее 32 недель.

 

6.5.2. Практика проводится в базовых учреждениях по профилю подготовки специалиста с целью приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

 

6.5.3. Основные виды практики: ознакомительная, практика по профилю специальности, преддипломная практика (стажировка). Длительность каждого вида практики (в неделях) определяется вузом.

 

6.5.4. В период проведения преддипломной практики (стажировки) обучаемому предоставляется не менее одного дня в неделю для подготовки выпускной квалификационной работы.

 

 

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030505 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности юриста.

 7.1.1. Юрист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в п. 1.3. настоящего государственного образовательного стандарта:

- обеспечение безопасности личности;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

- анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление соответствующих юридических и служебных документов;

- обеспечение реализации актов применения права;

- осуществление неотложных мер по спасению людей, в том числе при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

 

7.1.2. Вуз должен разработать и иметь фонд контрольных заданий для оценки качества подготовки специалистов. Фонд используется для проведения самоанализа результатов работы, а также при аттестации специальности и вуза. Фонд должен включать операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений обучаемых, их соответствие требованиям настоящего стандарта.

 

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации юриста.

 

7.2.1. Итоговая государственная аттестация юриста включает выпускную квалификационную работу и не менее двух государственных экзаменов, позволяющих выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

 

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе юриста.

Выпускная квалификационная работа юриста представляет собой теоретическое или прикладное исследование одной из актуальных тем в области правоохранительной деятельности, в котором  выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Выпускная квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа процессов и явлений в правоохранительной сфере, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правоохранительной практики.

Выпускная квалификационная работа юриста должна:

- носить творческий характер, базироваться на использовании статистических данных и действующих нормативных правовых актах;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными правовыми актами;

- правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы - 2 - 2,5 п. л. (50 - 60 страниц машинописного текста).

Обучаемому предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, а также возможность предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому обучающемуся назначается руководитель и при необходимости консультанты. Выпускная квалификационная работа подлежит обязательному рецензированию.

 

7.2.3. Требования к государственным экзаменам.

Выпускники, прошедшие обучение по программе подготовки юриста (специальность 030505 Правоохранительная деятельность) сдают не менее двух государственных экзаменов (один из которых - уголовное право; второй - определяется вузом в соответствии со специализацией).

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

 

Учебно-методическое объединение по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации

 

Учебно-методический совет по образованию в области правоохранительной деятельности

 

Департамент кадрового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации

 

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Президиума Совета Учебно-методического объединения по юридическому образованию высших учебных заведений РФ, протокол от 31 марта 2006 года  № 4

 

 

Председатель Совета УМО                                                            О.Е. Кутафин

 

Заместитель председателя Совета УМО                                       В.В. Мальков

 

Председатель Учебно-методического совета по образованию

в области правоохранительной деятельности                              Н.В. Румянцев

 

Начальник Департамента кадрового

обеспечения МВД России                                                              В.Я. Кикоть

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Директор Департамента государственной политики

в образовании Минобрнауки России                                            И.И. Калина

 

Начальник отдела высшего образования

Департамента государственной политики

в образовании Минобрнауки России                                            Н.М. Розина

 

Ведущий специалист отдела высшего образования

Департамента государственной политики

в образовании Минобрнауки России,

курирующий данное направление                                                А.А. Свистунов

 



1 Под штатным преподавателем понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которых учебное заведение является основным местом работы при выполнении полной учебной нагрузки.

Hosted by uCoz