ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
- необходимость проведения ориентирования;
- топографическое и тактическое ориентирование;
- задачи топографического ориентирования:
- ориентир
- общее (
приближенное решение задач по схемам) и детальное (точное решение задач по картам) ориентирование.- по компасу;
- по небесным светилам;
- по признакам местных предметов:
Последовательность:
-1- ориентировать карту по:
- компасу;
- линейным ориентирам;
- точечным ориентирам (если известна точка стояния).
-2- опознать ориентиры;
-3- определить точку стояния
:- по ближайшим ориентирам на глаз (
если рядом есть хорошо различимый ориентир);- промером расстояния
(при движении вдоль линейного ориентира);- засечкой по ориентирам (
боковой или способ Болотова);- по створу.
-4- сличить карту с местностью.
*
Определение направления движения:- предварительный этап:
~ 1~ выбрать на карте, обвести кружками и занумеровать ориентиры в поворотных точках маршрута, прочертить направления движения, измерить дирекционные углы направлений и расстояния между ориентирами;
~ 2~ перевести дирекционные углы в магнитные азимуты Ам=a -П, а расстояния выразить числом пар шагов или временем движения;
~ 3~ на чистый лист бумаги перенести с топографической карты начальную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку маршрута;
~ 4~ условные знаки ориентиров пронумеровать и соединить прямыми линиями;
~ 5~ составить таблицу исходных данных для движения по азимутам;
~ 6~ нанести дополнительную информацию: стрелку "север-юг", ориентиры вдоль маршрута движения…
-
исполнительный этап:*
Выдерживание направлений в пути:- периодический контроль по компасу;
- постоянный контроль по:
- особенности выдерживания направлений при движении на транспорте.
*
Восстановление ориентирования:· при движении в пешем порядке оставляют одного на месте, остальные расходятся от точки стояния на расстояния не более чем на 0,1 от продолжительности последнего участка маршрута для поиска ориентира;
· при движении на транспорте на карте строится вероятный район местонахождения равный ¼ продолжительности последнего участка маршрута и принимается решение о движении к ближайшим линейным ориентирам…
- ночью
(контрольные ориентиры по маршруты назначают чаще, в качестве ориентиров выбирают видимые на фоне неба или непосредственно находящиеся на маршруте, карту освещать рекомендуется фонариком с синим светофильтром, выдерживать направление лучше по небесным светилам учитывая смещение Луны на 15° в час по ходу часовой стрелки, можно использовать приборы ночной видимости);- в условиях ограниченной видимости
(не видно небесных светил, ухудшаются условия радиосвязи, нельзя использовать приборы ночной видимости, рекомендуется марш совершать вдоль линейных ориентиров, контрольные ориентиры назначать прямо по маршруту движения);- в горах
(движение совершают по тропам, дорогам; вдоль ручьев, рек; в качестве ориентиров выбирают мосты, строения, населенные пункты; горные вершины с разных сторон видны по разному, лучше в качестве ориентиров выбирать хребты; пользоваться компасом следует с осторожностью в связи с магнитными аномалиями лучше сверить с местными признаками);- в лесу
(ограниченная видимость и мало ориентиров, маршрут целесообразно назначать вдоль линейных ориентиров – просеки, грунтовые дороги, окраина леса, учитывать рельеф, ориентироваться по местным признакам);- в населенном пункте
(маршрут назначать с минимальным числом поворотов лучше вдоль набережной реки, использовать заметные ориентиры – мосты, предприятия, парки, вести постоянный контроль местоположения, при выезде из города обязательно сверять азимуты направлений дорог с картой).- последовательность проведения топографического ориентирования подчиненных - указать:
- выбор и использование ориентиров (количество ориентиров при целеуказании 4-7, один из них обычно по центру сектора, все ориентира назначенные старшим начальником обязательны для подчиненных, возможна постановка искусственных ориентиров, подсветкой прожекторами и вплоть до разведения пожаров, номера ориентиров и их условные наименования в бою передаются открыто).